На роль Шарикова было восемь претендентов. Среди них были Николай Караченцов, Валерий Носик, Алексей Жарков. Однако Толоконников так хорошо показал себя на пробах, что режиссер Владимир Бортко решил утвердить именно его.
На роль Швондера пробовался актер Семен Фарада.
Чтобы передать на экране колорит того времени, для имитации чёрно-белого изображения Владимир Бортко использовал для камеры фильтр «сепия».
К созданию фильма оказался причастен бард Юлий Ким: им написаны вводящие зрителя в заблуждение песня «Суровые годы уходят», частушки, исполняемые Шариковым («…подходи, буржуй, глазик выколю») и марш красноармейцев («Белая гвардия наголову разбита, а Красную армию никто не разобьёт!»).
В фильме профессор Преображенский приглашает коллег для осмотра Шарикова. Один из них, профессор Персиков — это персонаж другой повести Булгакова «Роковые яйца». Pеплика начитанного дворника — это реплика персонажа из рассказа «Самоцветный быт». Прорицательница в цирке мадемуазель Жанна — персонаж рассказа «Мадмазель Жанна». История со «крестинами» младенцев Клары и Розы заимствована из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева», а сцена с медиумом — из рассказа «Спиритический сеанс».
На роль профессора Преображенского пробовались Леонид Броневой, Юрий Яковлев, Михаил Ульянов, Владислав Стржельчик и Кирилл Лавров.
На роль Борменталя пробовался Владимир Симонов.
Кадры в фильме, где якобы представлена документальная хроника с участием трамвая, были сняты режиссёром в Ленинграде (Дегтярный пер., 7).
Консультировал фильм академик АМН СССР, руководитель диабетологической клиники института эндокринологии и обмена веществ Минздрава СССР (Киев) А. С. Ефимов.
Специально для съёмок на шасси советского грузового автомобиля ГАЗ был построен легковой автомобиль, на котором Преображенский, Борменталь и Шариков выезжают в университет.
В роли Шарика снимали собаку по кличке Карай, владелец и дрессировщик — Елена Никифорова.
Фильм-фильмов,что тут ещё сказать.Практически вырос на нём,и так получается,что смотрю его каждый год по нескольку раз бывает,и не устаю от него,что важно. Недавно прочитал и книгу.Как фильм смотришь,один к одному.5/5
я ни люблю ни цветные фильмы - они как старинные. а этот только первю серию сил хватило посмотреть. ни приятно как то. даже страшно было, когда карлик по квартире бегал. и вобще тежолый фильм. ни рикомендую
Смотрите Дом-2 лучше,не напрягайте свои 3 извилины
Уникальность этого фильма в том. что сразу же после своей премьеры он стал классикой. Я, учась в школе, ехал на следующий день, в понедельник после его премьеры по Первой программе советского TV к репетитору. В троллейбусе женщина назвала одного нахального алкаша Шариковым. Алкаш на самом деле очень обиделся и даже извинился!
Не надо вестись на чужие мнения - надо иметь свое.
25 Фев. 2017 21:51
+2
-0
Великолепный фильм и раскрашивать его не надо - его (фильм) снимали специально на чёрно-белой плёнке - это например , как Герман снимал все свои фильмы - это даёт особое обаяние и настрой фильма. Тут писали : как сочетается любовь к СССР и Булгаков - очень просто ! - это две стороны одной медали - Булгаков был таким-же жителем СССР как и все , только с бОльшим кругозором - как и профессор Преображенский (он же не сбежал за Бугор , а остался в России ) - и это не означает что он (Булгаков) не любил свою Родину - любил ! - а как она называется - СССР или Россия - неважно. Смотрим и пересматриваем.
Фильм-шедевр отечественного кинематографа! Но нашелся деятель сука Гоблин-Пучок из 90-х со своими "правильными" переводами (можно подумать он один рубит в английском) и недоноском "историком" Климом Жуковым-"САМГИНЫМ" , которого периодически приглашает в свою студию обосрать все и вся и что характерно данную картину в частности! На то он и СИНЕМАТОГРАФ, чтобы каждый находил в нем для себя то, что ему нужно, а навязывать свою точку зрения - это просто скотство!
По моему тут комментарии излишне! Это... это..... это просто непередаваемая - прекраснейшая вещь. Ну почему они сейчас так не могут снимать . . . . . . . . . . . . . . . . . .бездари..............
Что бы так достойно экранизировать литературного классика, нужно быть мастером и Владимир Бортко мастерски справился с этой задачей. Фильм просто великолепен во всех отношения, отсутствие цвета. абсолютно не сказывается на восприятии картины. 10/10.
Хорошее кино , заставляющее поразмышлять . Профессор Преображенский просто изумителен . Смотрел фильм в раннем детстве , но решил недавно пересмотреть и не пожалел .
Прекрасный фильм, юмор и гротеск! И прочитала "интересные факты". Вот как серьезно подходили к съемкам фильмов, и снимали годами! Вообще советские фильмы чем больше смотришь - тем больше хочется смотреть!
Великолепное кино! Даже авторская сцена, где Шариков играет на балалайке при аудитории, хорошо вписывается в булгаковский текст. Во всяком случае, не делает его хуже.
Этот фильм смело можно назвать шедевром.И сценарий,и режиссура,ну и конечно же игра Великого Евстегнеева - всё на высочайшем уровне!Смотрите и наслаждайтесь!5+
Разруха не в клозетах, а в головах! Гениальный фильм с гениальными актёрами, вдохнувшими жизнь в персонажей повести, да так, что перечитывая её, никого другого зрительно представить просто невозможно.
Великое кино. Фильм просто гениален. Больше всего мне запомнился момент, где Шариков смотрит в зеркало ночью: взгляд растерянной испуганной собаки в глазах человека...
Чты фильм гениальный это само собой. Но это ещё гениалная экранизация, то есть после просмотра фильма можно книгу не читать. Такое про экранизацию редко можно сказать.
Фильм замечателен в первую очередь потому, что замечательна одноименная повесть М. Булгакова. Но стоит признать, что режиссер точно передал замысел писателя, ничего не утеряв. Сюжет, кстати, фактически совпадает с книгой до деталей, как пьеса. Книга и фильм - высший уровень мастерства в сатире. Для информации тех, кто не читал: в фильме есть то, чего в книге нет, Бортко добавил и от себя, но фильм от этого хуже не стал.
Один из моих любимых фильмов, и одна из любимых книг, ничего не перечитывал так много раз как её. Правда иногда кажется, что у Булгакова слишком уж фантастично, переделать Шарикова обратно!!! Хе-Хе-Хе,! Вот если бы он, заместо живодерни в НКВД пошел, и следующие 20 лет таких Преображенских к стенки ставил, а потом ушел на почетную пенсию, вот это было бы ПО НАШЕМУ!!!
Несомненно Вы правы. Однако, если бы Михаил Афанасьевич ТАКОЕ бы описал, то "на живодёрню НКВД" пошёл бы в первых рядах, согласуясь с определением "ПО НАШЕМУ".
Один из моих любимых фильмов, и одна из любимых книг, ничего не перечитывал так много раз как её. Правда иногда кажется, что у Булгакова слишком уж фантастично, переделать Шарикова обратно!!! Хе-Хе-Хе,! Вот если бы он, заместо живодерни в НКВД пошел, и следующие 20 лет таких Преображенских к стенки ставил, а потом ушел на почетную пенсию, вот это было бы ПО НАШЕМУ!!!
Даже удивительно, сама повесть написана в 1925г., в России экранизирована в 1988. Черт побери, сколько времени прошло, а ничего не меняется. Люди не делают выводов, люди не научились думать. Россия остается Россеяй. Валить отсюда, пока не поздно(
Обожаю этот фильм. Один из немногих случаев,когда экранизация ничем не хуже книги. Очень жесткая сатира на Homo Sovieticus и на его презренное желание "Все поделить". Настоятельно рекомендую!
Думаю, что так точно еще не ставили фильмы по произведению! Обожаю каждый персонаж, это нужно же так ярко обыграть героев!
Полностью согласен, не видел и, уверен, что теперь уже точно не увижу такой блестящей экранизации. Равно люблю книгу и фильм, количество просмотров равно бесконечности.
Даже бабульку не позабыл, в интересный момент появившуюся, собачку говорящую посмотреть
Один этот момент может порвать в клочья (в контексте). Блестящий юмор и вместе с тем чёткое изображение ментальных особенностей разных слоёв населения. Фильм одни из самых-самых в коллекции, разобран на цитаты, которые в кругу друзей используются регулярно, никогда не надоедая и не теряя актуальности и сатирически-юморного заряда. Евстигнеев за одну только эту роль попал бы в число любимых актёров, а Бортко режиссёров. Гениально
Один из моих любимых фильмов! Это "бриллиант" в короне отечественного кинематографа! По чаще бы его показывали по центральным каналам телевидения, вместо того бреда, которым забит эфир между рекламами.
11 Января. Совершенно примирился со штанами. Произнес длинную веселую фразу: "дай папиросочку, — у тебя брюки в полосочку".
В 5 часов дня событие: впервые слова, произнесенные существом, не были оторваны от окружающих явлений, а явились реакцией на них. Именно: когда профессор приказал ему: "не бросай объедки на пол" — неожиданно ответил: "отлезь, гнида".
Время идет, а в головах все то же! Когда уже поумнеем
Это наш менталитет. Булгаков смог выхватить всю нашу сущность и передать это в повести. Это то, что в крови. Бессознательное, поэтому как ни крути, а Швондеры и Шариковы из нашего общества никогда не исчезнут(если мы, конечно не решим сменить Родину).
шедевр.порадовало, что очень близко к тексту все...а главное, как актуально. Булгаков создал великое творение,которое еще ни одно поколение будет примерять к ситуации, происходящей вокруг.))) фильм, соответственно, очень хорош, удивительно передана атмосфера происходящего, актеры,монологи,черно-белые съемки...обязательно покажу этот фильм детям( но перед этим дам задание прочесть повесть, а еще перед этим сделаю этих детей ).
РАЗРУХА НЕ В КЛОЗЕТАХ, А В ГОЛОВАХ
Моя настольная книжка еще с техникумовских времен! Перечитываю, пересматриваю Думаю, что так точно еще не ставили фильмы по произведению! Обожаю каждый персонаж, это нужно же так ярко обыграть героев! Время идет, а в головах все то же! Когда уже поумнеем
шедевр.порадовало, что очень близко к тексту все...а главное, как актуально. Булгаков создал великое творение,которое еще ни одно поколение будет примерять к ситуации, происходящей вокруг.))) фильм, соответственно, очень хорош, удивительно передана атмосфера происходящего, актеры,монологи,черно-белые съемки...обязательно покажу этот фильм детям( но перед этим дам задание прочесть повесть, а еще перед этим сделаю этих детей ).
Потрясающее произведение. Гениальная экранизация. Лучше и быть не может. Здесь весь раздрай России со времен её основания. Западное, интеллектуальное, европейское, либеральное мышление и восточное, дикое, татаро-монгольское, тупое, бесправное. Европейщина или азиатчина? Tertium non datur - третьего не дано! Ты за разум или за мракобесие? За рост ввысь или вширь? Ты за торжество интеллекта или инстинктов? За широту взглядов или узколобость ? За свободу или за рабство? Ты за конкретную комфортную жизнь или за абстрактную "русскую идею"? Ты человек или псина? Ты реалист или мечтатель? Ты пробужден или спишь?
Мда, вот такой и должна быть ветка к Собачьему сердцу... Концептуальненько)
А по фильму - термоядерная сатира. Прошлись одним большим катком как по психологии ущербных, тявкающих с оглядкой на стаю, так и по псевдоинтеллигентскому героическому идеализму. Ни одного героя с воспитанным чувством меры...
я ни люблю ни цветные фильмы - они как старинные. а этот только первю серию сил хватило посмотреть. ни приятно как то. даже страшно было, когда карлик по квартире бегал. и вобще тежолый фильм. ни рикомендую
Гражданин/гражданка, я надеюсь Вы прикалываетесь Если да, то советую не брать пример с предыдущего "оратора", а то может в дальнейшем закончится плачевно(вечный Бан и всё такое ). Если же НЕ прикалываетесь, то мне Вас искренне жаль
Это дитя девяностых. Не судите строго.
Да, спасибо, на возраст ребятёнка я только сейчас обратил внимание. Прискорбно, но человек, похоже, не прикалывается.
Чу чу чу, стучат, стучат копыта, Чу чу чу, ударил пулемёт, Белая Гвардия на голову разбита. А красную армию никто не разобьёт...
я ни люблю ни цветные фильмы - они как старинные. а этот только первю серию сил хватило посмотреть. ни приятно как то. даже страшно было, когда карлик по квартире бегал. и вобще тежолый фильм. ни рикомендую
Гражданин/гражданка, я надеюсь Вы прикалываетесь Если да, то советую не брать пример с предыдущего "оратора", а то может в дальнейшем закончится плачевно(вечный Бан и всё такое ). Если же НЕ прикалываетесь, то мне Вас искренне жаль
я ни люблю ни цветные фильмы - они как старинные. а этот только первю серию сил хватило посмотреть. ни приятно как то. даже страшно было, когда карлик по квартире бегал. и вобще тежолый фильм. ни рикомендую
Гражданин/гражданка, я надеюсь Вы прикалываетесь Если да, то советую не брать пример с предыдущего "оратора", а то может в дальнейшем закончится плачевно(вечный Бан и всё такое ). Если же НЕ прикалываетесь, то мне Вас искренне жаль
я ни люблю ни цветные фильмы - они как старинные. а этот только первю серию сил хватило посмотреть. ни приятно как то. даже страшно было, когда карлик по квартире бегал. и вобще тежолый фильм. ни рикомендую
Бортко молодец и талантище. Из маленького сатирического рассказика создать полномасштабную картину на ура - это признак мастерства. И хоть он и в КПРФ мне ненавистной, однако признаю гений мастера и ставлю 5 с десятью плюсами, т.к. для меня это не плюсы, а христианские кресты. А число 10 - это цифра Бога. Так что неспроста такое количество коэффициентно-повышающих знаков, но для того, чтобы вымолить у Бога снисхождение к Бортко, за его кумачово-большевистские взгляды. Изыди! А в самом творении меня всегда смущало вот что - почему Швондера играет еврей? Потому что Швондер и есть еврей? Но кто тогда по национальности Преображенский и Барменталь? Православный русский здесь только Шариков. И вот над ним экспериментируют вышеназванные люди. Это наводит на печальные размышления. И если ещё при монархии евреи все были правильные, то при треклятых коммуняках расплодились такие вот Швондеры. И если евреи при царе только хорошее делали русским людям - лечили и пересаживали им в мозги всякую полезную хренотень, то большевистские евреи только губили православных: ставили к стенке, морили голодом, репрессировали и загоняли в ГУЛАГи. К 1991 году по моим подсчётам чистых русских Шариковых осталось по всей России-матушке около десяти человек. Остальных погубили - 23 миллиарда православных. Проклятые коммунисты!
Кроме как О-о-о и Да-а-а-а, сказать ничего и не могу, потому как фильм поставил такую высоченную планку, что комментарии не уместны. Булгакова вообще не просто ставить, но Бортко с великолепным актерским коллективом совершили невозможное. P.S. Кажется слова все-таки нашлись
Великий фильм, по великому произведению с великими актерами. Каждая фраза - гвоздь:)) И глядя на сонмы, тьмы и тьмы супергероев в масочках и трусиках с ностальгией вспоминаю Шарикова с его бессмертным:: "Мы их душили, душили...":)) В коллекции уже 100000 лет:))
Сравните ЭТУ экранизацию с экранизацией Германом "Трудно быть богом..." Гениальность и помои видны не вооруженным глазом. Эталон для нынешних горе режиссеров.
Фильм шедевр! А как передана сатира, как передано время, а какой юмор!!! Фразы можно разобрать на цитаты. Замечательнейшая экранизация!! Смотрел, смотрю и смотреть буду и каждый раз с удовольствием!
Все мы сильны задним умом, и по прошествии лет с лёгкой иронией взираем на прошлое. Но есть люди, способные из прошлого давать уроки нам, - нынешним. Михаил Афанасьевич Булгаков был именно таким человеком, способным в обыденном увидеть чудесное ("Мастер и Маргарита"), а в серой повседневности разглядеть историю, у которой длинная-длинная дорога через людские сердца. Написанная в 1925 году сатирическая повесть "Собачье сердце" впервые была опубликована в 1968 году одновременно в Англии и Германии. Советский читатель сумел познакомиться с ней лишь в 1987 году! Однако в самиздате она распространялась уже с 1930 года. Я видел подобную рукопись у своей учительницы по литературе, и никогда не забуду, как она дрожащими пальцами переворачивала страницы, на которых трудно было что-либо разобрать. Далеко не сразу я понял, что же мне посчастливилось увидеть...
Владимир Владимирович Бортко на момент создания картины "Собачье сердце" успел снять 7 фильмов, принёсших ему определённую известность. На дворе стоял 1988 год - первый "послезастойный". В этом есть определённый символизм - снять картину, которая отражает не только 1920 год, но и "отзеркаливает" всю "пену" последующих лет: вождизм, разруха, безграмотность, хамство. Бортко, разумеется, понимал, что его работа направлена не только "вглубь истории". Понимали это и артисты, когда играли, и зрители, - когда смотрели. В основе фильма лежит не только изумительная повесть Булгакова, но и эпизоды из нескольких его рассказов. Эти эпизоды сценарист Наталия Бортко филигранно вплела в канву сюжета. Режиссёр скрупулёзно подошёл к вопросу реалистичности в изображении той эпохи, поэтому для придания колорита и имитации чёрно-белого изображения, использовались специальные фильтры.
С самого первого просмотра меня поражает именно "погружение в эпоху", которую оттеняет закадровый рассказ бездомной собаки. Преломляясь сквозь призму восприятия Шарика, зритель буквально растворяется в происходящем на экране. Это безумно интересно и крайне увлекательно. Каждая деталь в кадре будто плетёт узор той, навсегда ушедшей эпохи, оживить которую может лишь актёрская игра. Персонажи "Собачьего сердца" настолько колоритны, что о любом из них можно написать не одно сочинение, потому что они вовсе не книжные, они - ЖИВЫЕ. Среди них не может быть главных или второстепенных, потому что все они - отражение реального мира, и выброси хоть одного из них - мир стразу станет другим. Но при всём при этом, в фильме есть персонаж, на котором держится фильм. Удали его, или замени другим, и блестящее булгаковское произведение рухнет словно карточный домик - Евгений Александрович Евстигнеев!
Исключительно харизматичный актёр, своим появлением в кадре способный легко менять кинореальность, заставляя и верить в свою игру, и глубоко сопереживать ей. Его профессор Преображенский - это не только "глыбище", "талантище" в литературном произведении, но и актёр, магическим образом превращающийся в исполняемый персонаж. Талант Евстигнеева в том, что любая роль, какая бы ему не досталась, сидит на нём "как влитая". Каждый раз, наблюдая за его игрой, я не перестаю удивляться и восхищаться - до чего же хорош этот простой русский человек, способный так вдохновенно творить! В "Собачьем сердце" почти каждая его реплика - это готовый афоризм. Они давным-давно "ушли в народ", став неотъемлемой частью нашей культуры, и зеркалом нашей жизни. Ведь диалог Борменталя и профессора "- Если вы заботитесь о пищеварении, никогда не читайте перед обедом советских газет. - А других нет. - Так никаких не читайте." отражает (к огромному сожалению) и сегодняшний день.
Музыкальное сопровождение в фильме настолько органично соответствует показанному времени, что первоначально я считал песню "Суровые годы уходят" написанной во время Гражданской войны. А ведь её автор - бард Юлий Ким! Композитор Владимир Дашкевич подобрал удивительную тональность, трагическими нотками уводящую зрителя на поля сражений, а тревожными обертонами заставляя задуматься об уныло-сером настоящем. И вот ведь какое удивительное дело - той же самой музыкой композитор заставляет улыбаться, когда песня раз за разом повторяется в исполненнии домкома! Частушки Юлия Кима, которые распевает "очеловеченный" Шариков - это целиком и полностью продукт той эпохи - хлёсткие, задорные, корректно-матершинные: "...Эх, яблочко да с голубикою, подходи, буржуй, глазик выколю!" А его реплики - это настоящие перлы: "Отлезь, гнида." или "В очередь, сукины дети, в очередь!"
При всём обилии сатирического материала, и у произведения Булгакова, и у фильма Бортко есть не такая уж завуалированная главенствующая мысль о доме, в котором мы спим, и о стране, в которой мы живём. Сама идея - сделать из собаки человека - могла родиться только в государстве, где от старого мира уже успели и отречься и откреститься, а вот до нового было как до коммунизма пешком. Гениальный учёный Преображенский, чья фамилия сама по себе говорит о ПРЕОБРАЖЕНИИ сумел сделать из собаки человека, но при этом с глубочайшим прискорбием убедился, насколько человек может быть хуже собаки. В фильме Евстигнеев и Борменталь всё вернули "на круги своя", однако после просмотра остаётся лёгкое щемящее чувство неудовлетворённости. Почему?.. Наверное потому, что за прошедшие с написания повести почти 90 лет "разрухи в головах" не уменьшилось...
"История всё поставит на своё место" - так писал Солженицын, а вот как по словам Владимира Бортко отреагировала критика на выход фильма: "..за достоверность цитат не ручаюсь, но там было написано примерно следующее: "Такого дерьма, как "Собачье сердце", никто отродясь не снимал. Режиссеру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста." Злопыхатели изгалялись в словоблудии недолго: в 1990 году Владимиру Бортко и Евгению Евстигнееву была присуждена Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевы, а по версии IMDb "Собачье сердце" имеет самую высокую оценку среди фильмов советского и российского производства - 9,1 из 10. Но мы и сами способны оценить собственное национальное достояние, в котором на многие-многие годы закристаллизовалась малая частичка души каждого из игравших в фильме актёров...