Из-за проблем с сервером часть картинок и файлов недоступна. Мы знаем об этом и работаем над устранением.
Приносим извинения за доставленные неудобства.


Истинное наследие
Для того, чтобы в полной мере осознать, с чем мы имеем дело в "Наследии", нужно ясно себе представлять, что из себя представлял первый "Трон". Посему моя рецензия охватит сразу два фильма.


Итак, на дворе 1982 год. Развитие компьютерных технологий идет семимильными шагами. Никто уже не представляет себе при слове "компьютер" железную коробку размером с дом, битком набитую постоянно перегревающимися лампами. Но компьютеризация еще не дошла до той степени, когда у каждого мало-мальски обеспеченного человека дома стоит ПК. Однако, у всех на слуху новомодные словечки: "программа", "файл", "передача и запись данных" и многие другие неологизмы, связанные с внедрением новейшей техники во все сферы общественной жизни.

И тут выходит фильм "Трон". Фильм, который был не только квинтэссенцией представлений людей того времени о компьютерах, но и пытавшийся визуально объяснить непонятные термины: программы, например, в этом фильме представлялись такими же людьми, как и мы с вами. Этот фильм - детская, наивная попытка показать нам, что же происходит внутри системного блока, какая жизнь течет в этом электронном ящике.

Технически в то время фильм был совершенен: для того, чтобы показать людям "настоящий внутренний компьютерный мир", использовался новейший метод съемки, настолько сложный, что никто после "Трона" его не использовал. И этот метод себя оправдал: вся эта векторная графика получилась настолько, кхм, красивой, необычной и аутентичной, что невозможно было не поверить, что действие на самом деле происходит внутри компьютера.
Не подкачала и операторская работа. Конечно, она далеко не великолепна, но выполнена на достаточно высоком уровне: смена планов, поиск оригинальных ракурсов, работа в движении... Звук также был совсем неплох, а вот хорошей музыки фильму явно недоставало. И тут дело не в том, что музыка была плохой, а в том, что её было мало - большая часть фильма идет на фоне тишины.

Но по-настоящему фильм проседал только в одном. Неплохая сюжетная задумка "Трона" гробилась поистине детским сценарием и режиссурой: совершенно плоские персонажи, односложные пустые диалоги, непонятные мотивы поступков героев, актеры, недоумевающие по поводу того, что они здесь делают и что за чепуху их заставляют нести, а главное - общая раздробленность повествования, "благодаря" которой было вообще непонятно, что происходит на экране.
Одним словом, создатели "Трона" совершили распространенную во все времена ошибку - в погоне за красивой оберткой они не просто не завернули в нее первый попавшийся камешек с обочины вместо вкусной конфетки (мол, и так сойдет), они не завернули туда вообще ничего.

В итоге, мы имели неплохую техносказку, радовавшую глаз, но пресную, как выдохшееся пиво. По хорошему, такое кино больше 3 баллов не заслуживает, но я позволю себе накинуть лишний балл за смелую попытку и оригинальность.

Итого 4 из 5.



Теперь давайте перенесемся в наше время.
2010 год, немногим менее 30 лет спустя.

Сейчас компьютерными спецэффектами уже никого не удивишь: в конце девяностых случились "Армагеддон" и "Матрица", в середине нулевых - "Трансформеры", а в конце десятилетия на нас снизошел великий и могучий "Аватар". Плюс, люди стали технически более грамотными, да и персональный компьютер уже не является роскошью. А значит, тем милым и наивным стереотипам, на которых строился первый "Трон", в продолжении не место. Но как, в таком случае, снять хорошее современное кино, при этом не утратив атмосферы первой части?

"Трон: Наследие" рассчитан, конечно же, в первую очередь на тех кто смотрел и кому понравилась первая часть. В фильме просто запредельное количество отсылок к первому "Трону": начиная от многотонной красной "задней дверцы" в небоскреб компании "Энком" и заканчивая не столь очевидными вещами типа позы героя, стоящего в луче связи с внешним миром.
Но это не главное.

Технически фильм, подобно предшественнику, безупречен. Бюджет, естественно, не аватаровский (170 млн. долларов у "Наследия", 237 млн. долларов, если не вру, у "Аватара"), но потрачен с умом, хотя это мягко сказано. Розовых картонных танков не замечено, зато замечены полностью компьютерные, но, тем не менее, великолепные светоциклы и светолеты, отличные драки на дисках, а главное, просто УМОПОМРАЧИТЕЛЬНЫЕ, красивые до безумия световые спецэффекты. Короче говоря, кланяюсь до самой земли работавшим над этим фильмом компьютерщикам.
Но это тоже не главное.

Положение усугубляется талантливым оператором и не менее талантливым режиссером: завораживающие ракурсы (летающая тюрьма, спускающаяся на главгероя с неба; лежащая на диване девушка; битва на светоциклах... ммм... это просто волшебство, которое даже и не снилось Гарри Поттеру и работающим над ним Дэвиду Йетсу и компании ), мастерские крупные планы и гораздо лучшая по сравнению с первым фильмом игра актеров (Джефф Бриджес в концовке особенно хорош в обеих своих ипостасях) - все это говорит о том, что люди честно отрабатывают свой хлеб (и даже больше - они этой работой увлечены, она им нравится), а не поднимают отечественный кинематограф при помощи предсмертных сисек за миллиард.
Но и это не главное.

А главное то, что проведена работа над ошибками первого "Трона" - сценарием и музыкой.
Конечно же, можно сказать, что сюжет в целом и его завязка в частности стандартны и банальны - и, в общем-то, это будет верным утверждением. Той оригинальности, что была у предшественника, тут нет и в помине. Но зато сам сценарий по сравнению с первой частью совершил гигантский скачок вперед: нормальная подача сюжета; по-прежнему односложные диалоги теперь хотя бы осмысленны; у персонажей появились эмоции и относительно обдуманные линии поведения - одним словом, сценарий не то что бы идеален, но близок к голливудским стандартам, и это позволяет сохранить интерес к происходящему на экране.
Зато к музыке придраться совершенно невозможно. Ибо это что-то с чем-то. Я не думаю, что сильно ошибусь, если скажу, что саундтрек к фильму "Трон: Наследие" является одним из лучших саундтреков к фильмам, вышедшим за последнее десятилетие. Он просто шикарен. Daft Punk выдали нечто настолько потрясающее, нечто, настолько органично вписавшееся в видеоряд, что, вкупе с другими составляющими фильма, поступление эндорфинов в мозг во время просмотра натурально зашкаливает. Более того, это первый за многие годы фильм, в котором я смотрел... титры. И не потому что они такие интересные (интересные титры вообще только у Джекки Чана бывают), а именно из-за музыки. Завораживает. В общем, честь французским диджеям и хвала, как, впрочем, и тому человеку, который додумался пригласить их в работу над фильмом.

Одни словом, "Трон: Наследие" получился идеальным преемником: как говорится, быстрее, выше, сильнее. И, хотя кино и не без изъяна (и высшего балла, в принципе, не заслуживает), я не могу закрыть глаза при виде результатов искреннего старания создателей, так же, как и не могу заткнуть пальцами уши при звуках местной музыки.

5 из 5


Ибо это и в самом деле наследие.
Такое, каким оно и должно быть.
Полезная рецензия? Да / Нет8 / 4

Вернуться к фильму