Из-за проблем с сервером часть картинок и файлов недоступна. Мы знаем об этом и работаем над устранением.
Приносим извинения за доставленные неудобства.


На лезвии безумия.
Откровенно говоря, решившись посмотреть «Чёрного лебедя», я представления не имела, что фильм окажется вовсе не о балете. Нет, пуантов, пачек и прочих атрибутов там достаточно, однако все они меркнут и теряются на фоне глобальной человеческой трагедии. Мне не хочется разбираться, насколько точно отражены театральные реалии или насколько правдоподобны события с точки зрения особенностей данного вида искусства. Для меня главным представляется то состояние, в котором оказалась Нина.

Что будет с человеком, который много лет во всех смыслах танцует на пределе? Ведь то, что произошло, произошло не внезапно – эта балерина давно существовала на грани своих физических и душевных сил. Срыв был неизбежен, и главная роль в «Лебедином озере» послужила лишь рычагом, запустившим механизм саморазрушения. Почему? Да потому, что для Нины чёрный лебедь – это та часть её сущности, которую она так долго и упорно подавляла. Или правильнее будет сказать, в ней упорно подавляли. Стоит только вспомнить бело-розовую комнату с музыкальной шкатулкой, кучей плюшевых игрушек и рюшечек, которая подошла бы восьмилетней девочке, на крайний случай восемнадцатилетней девушке, но никак не женщине двадцати восьми лет. На двери нет даже хлипкой защёлки, и, чтобы получить хотя бы иллюзию уединения, приходится подпирать её палкой. Нет личного пространства, зато есть постоянный бдительный контроль. Мать неоднократно повторяла ей: «если бы я не отвела», «если бы я не настояла», «тебе нельзя совершить мою ошибку, я всем пожертвовала ради тебя», «ты моя хорошая девочка». Но самое ужасное, что, даже постоянно находясь среди людей, под бдительным присмотром женщины, стремящейся через дочь реализовать собственные амбиции, Нина оставалась бесконечно одинокой. Она медленно сходила с ума, и никто этого не замечал.

Символично, что прима-предшественница уже шагнула под колёса машины. А ведь в ней тоже было то самое роковое, будоражащее, тёмное начало. Вероятно, если бы Нине не пришлось бороться с собственным либидо, если бы она могла позволить себе быть внутренне свободной, как её нынешняя соперница, ей не пришлось бы так отчаянно выдираться из собственной кожи образцовой белой лебеди, не пришлось бы ломать и ранить себя, чтобы достигнуть мнимого совершенства. Только на грани боли, на грани жизни и смерти ей удаётся хоть как-то примириться с собой. Надолго ли? Однозначного ответа нет. Можно ли ей как-то помочь? Ответа нет тоже. Наконец, прозревшая мать попыталась, но в ответ получила гневную отповедь – «твоё место всегда было в кордебалете, а я королева лебедей». Поздно. К сожалению, иногда бывает слишком поздно.

В итоге, непосредственно балетная история отошла на второй план, я просто глаз не могла оторвать от Натали Портман, которая своей виртуозной игрой провела меня по лезвию безумия своей героини.
Полезная рецензия? Да / Нет7 / 0

Вернуться к фильму