Шлендорфская Рита Фогт соединяет в себе непреклонность Ульрики Майнхоф и романтизм Гудрун Энслин - двух главных немецких террористок 70-х. Она не просто проводит ночи со своим Анди, она грабит с ним банки, спасает его из тюрьмы и, не задумываясь, отправляет на тот свет случайных прохожих, ненужных свидетелей и зазевавшихся полицейских. Шлендорфа, впрочем, заинтересовали не столько налеты и побеги, сколько вторая жизнь Риты. Точнее, ее жизни: восточно-германская "штази" исправно снабжала ее "легендами", помогая найти свои нары в соцлагере. Рита зубрила свои новые имена и имена вымышленных родителей, послушно меняла паспорта и так, втихомолку, прожила в ГДР несколько лет. Работала на фабрике, учила детей плаванию в пионерском лагере, влюблялась - и в мужчин, и в женщин. Немножко кокетничала с покровителем из "штази". Купила себе машину. Забыла прошлое. Доживала свой век в "тишине после выстрела" - именно так называется фильм Шлендорфа в оригинале.
За "Риту" Шлендорфу здорово влетело от критиков. Он-де оправдывает коммунистов, сочувственно изображает сотрудников "штази", романтизирует свою героиню. На самом деле он просто тонко чувствует соотношение света и тени в социальном спектре. Он не идет на поводу у либеральной риторики и умеет понять любого персонажа своей и исторической драмы. Шлендорф не побоялся наделить человеческими чертами генерала контрразведки, но он не стал превращать своих террористов в ангелов. Он просто снял фильм про нормальных людей, со своими страстями и страхами. Единственная их беда была в том, что все они слишком страстно верили - кто в коммунизм, кто в контркультуру, кто в третий Интернационал, кто в четвертый Рим. Эта безотчетная слепая вера покорежила их судьбы, превратив их жизнь в готовый киносценарий. Шлендорф бережно воспользовался своим человеческим материалом. Его "Легенды Риты" сделаны и про идейных убийц, и про случайных жертв, и про равнодушных свидетелей.
Детектив - драма известнейшего мэтра немецкого кинематографа, режиссера Фолкера Шлендорффа ("Жестяной барабан", "Огр", "Пальметто") был удостоен на кинофестивале в берлине - 2000 двух наград "Голубой ангел" - актриса Бибиана Беглау (Рита) - за главную роль и актриса Надя Уль - за роль второго плана, а также получил спецприз жюри за режиссуру. Кроме того, Надя Уль номинировалась Немецкой киноакадемией на награду "Золотая лента" как лучшая актриса второго плана.