В полку вампиров прибыло
Для меня всегда веский довод в пользу фильма - это диаметрально противоположные мнения о нем. К Мрачным теням Тима Бертона это относится на 100%.
Бертон – особенный режиссер, со своим, четко обозначенным почерком. В нашем обыденном мире ему не интересно. В каждом своем фильме он создает отдельную реальность, сотканную из…, впрочем, из чего он ваяет эти миры - это больше вопрос к его психоаналитику. На какие только жанры Бертон не замахивался. За свою карьеру он успел извратить романтическую комедию (Эдвард-руки ножницы), фантастику о вторжении инопланетян (Марс атакует!), детскую сказку (Чарли и шоколадная фабрика, Алиса в стране чудес), триллер (Сонная лощина), фильм ужасов (Биттлджюс), семейную сагу (Большая рыба), мюзикл (Суинни-Тодд) – кто –нибудь, остановите меня, пока я не перечислила все его фильмы.
Нынче в моде вампирские саги. Пожалуйте вам сагу, но… Когда режиссер – Бертон, всегда есть это «но», а иногда их несколько.
Строго говоря, название фильма переводится Темные тени, но чтобы избежать тавтологии, переводчики окрестили тени мрачными, отдельное им спасибо за отсутствие слова «сага» в названии на русском. Действие фильма происходит в 70-х годах прошлого века, когда был снят оригинальный сериал, что внесло в созданную уже в наше время ленту очаровательную ноту ироничности. О 70-х нам говорят музыка, костюмы (у моей мамы было платье с принтом «восточный огурец», как у Мишель Пфайффер), машины, экстерьер зданий, репертуар кинотеатра и множество хиппи в кадре.
Фильм рассказывает историю о поистрепавшемся клане Коллинзов – выходцев из Великобритании, осевших в американском штате Мэн, известном средоточии разнообразной нечисти - доказано Стивеном Кингом. Очень боялась, что семья Коллинзов будет клоном другой небезызвестной готической семьи – Адамс. Так вот, скажу я вам – ни разу. Коллинзы когда-то были отцами города, даже дали ему имя, но теперь над ними тяготеет семейное проклятие (куда ж без него). Горожане их не любят, околдованные ведьмой Анжеликой. Анжелика отобрала у Коллинзов гордость и честь, лишила жизни нескольких их близких родственников и, о, ужас, посягнула на самое ценное в жизни любого американца - обанкротила их семейный бизнес. Кардинально изменит ситуацию неожиданный камбэк одного из членов семьи – Барнабаса Коллинза - основного носителя проклятия и, конечно, бессмертного вампира, в роли которого не нуждающийся в представлении Джонни Депп.
Мрачные тени - это восьмая совместная работа Бертона с Деппом. Не вести счет уже нельзя. Депп был поклонником сериала – первоисточника, и давно вынашивал планы сыграть Барнабаса Коллинза. Он – необычный актер. Почти все его роли требуют сложного, порой гротескного грима. Это не стремление спрятаться и не от неумения играть. Он играет замечательно и лицом, и телом. В его игре есть что-то от мима и шута, от актерства в более средневековом понятии, чем смысл, вкладываемый в словосочетание актерская игра сегодня.
Очень вкусно получились первые сцены с Барнабасом, выпущенным на свободу (Макдональдс - безусловно вселенское зло), и серии нарезок из его новой жизни под оптимистическое музыкальное сопровождение. Реакция на совершенно новый мир сыграна на 10 с плюсом. Когда Барнабас выходит на дорогу – я верю, что Депп ощущает под ногой асфальтовое покрытие впервые. Вообще, образ очень в точку: высокомерная мина на лице, подчеркнутая велеречивость в разговорах, неловкая манера движений (бьюсь об заклад они с Бертоном пересмотрели километры кинопленок с винтажными хоррорами о вампирах).
Главную злодейку, Анжелику, играет Ева Грин. Хороша, чертовка! Конечно, у нее природная фактура. Про такую красоту говорят, что она с червоточинкой. Барышня просто рождена для готических героинь, но кроме внешности, чувствуется и внутренняя сила и характер, она не просто загримированная кукла. Очень понравилась хореография (другого слова не смогла подобрать) ее движений, особенно к концу фильма, где ее героиней овладевает нечеловеческая ярость. Движения напоминают движение кукол – марионеток, как будто одна часть тела запаздывает за другой. И этот взгляд ее порочный, мужчины наверно сами собой в штабеля складываются. И, да, постельная сцена феерическая!!!
Из других персонажей традиционно понравилась Хелена Бонэм Картер в роли доктора – психоаналитика с большими психологическими проблемами. И не смейте обвинять Бертона, что он жену в каждом фильме снимает – он просто не может доверить эти роли никому другому. Так же неподражаем Джеки Эрл Хэйли в роли дворецкого – этакий Игорь при графе Дракуле, но в более комичном ключе.
Недостатков фильм, к сожалению, не избежал. В первую очередь, это невнятная романтическая линия между Барнабасом и Викторией, у которых меньше совместных сцен, чем у Барнабаса с любым другим персонажем. Очевидна экономия экранного времени в пользу разворачивающегося конфликта между Барнабасом и Анжеликой, несомненно более живого, страстного, правдоподобного и притягательного. Конвертируя сериал в полнометражный фильм, сценаристу не удалось избежать и некоторой рваности повествования. Фильм упрекали также в излишней кровожадности, но это Бертон. Убийство и смерть почти всегда неотъемлемый элемент его творений, причем подаются они порой с шокирующей для неподготовленного зрителя легкостью (апогея эта легкость в отношении к убийству достигает в Суинни - Тодде). И ведь Барнабас всегда извинялся перед убитыми. Вообще в Мрачных тенях нет положительных персонажей в полном смысле слова, есть хорошие и плохие злодеи. Должна предупредить еще, что это не комедия в общепринятом смысле, тех, кто рассчитывает гомерически посмеяться, ждет разочарование, а кто уважает иронию и черный юмор, тот останется доволен.
Надо ли быть фанатом Бертона, чтобы вам понравились Мрачные тени? У меня нет ответа на этот вопрос. Мне нравятся почти все его фильмы, но я никогда не жду, чтобы новый фильм поразил меня каким-то особо изощренным способом, я просто с радостью надеюсь на новую встречу с человеком, мне интересным, к которому я могу прикоснуться только через его творчество. И никогда не пойму фанатов, которые, выходя из кинотеатра / театра / концертного зала / стадиона (нужное подчеркнуть), со смаком заявляют: «А старик то уже не тот», и потом повторяют эту фразу на разные лады еще двести тысяч раз всем знакомым и незнакомым. При этом считают себя верным поклонником режиссера / актера / певца / спортсмена, просто тот не дотягивает до выставленной высокой планки. Поэтому я всегда избегаю слова фанат в отношении себя. А фильму с удовольствием ставлю 8 из 10 и забираю в коллекцию.
Бертон – особенный режиссер, со своим, четко обозначенным почерком. В нашем обыденном мире ему не интересно. В каждом своем фильме он создает отдельную реальность, сотканную из…, впрочем, из чего он ваяет эти миры - это больше вопрос к его психоаналитику. На какие только жанры Бертон не замахивался. За свою карьеру он успел извратить романтическую комедию (Эдвард-руки ножницы), фантастику о вторжении инопланетян (Марс атакует!), детскую сказку (Чарли и шоколадная фабрика, Алиса в стране чудес), триллер (Сонная лощина), фильм ужасов (Биттлджюс), семейную сагу (Большая рыба), мюзикл (Суинни-Тодд) – кто –нибудь, остановите меня, пока я не перечислила все его фильмы.
Нынче в моде вампирские саги. Пожалуйте вам сагу, но… Когда режиссер – Бертон, всегда есть это «но», а иногда их несколько.
Строго говоря, название фильма переводится Темные тени, но чтобы избежать тавтологии, переводчики окрестили тени мрачными, отдельное им спасибо за отсутствие слова «сага» в названии на русском. Действие фильма происходит в 70-х годах прошлого века, когда был снят оригинальный сериал, что внесло в созданную уже в наше время ленту очаровательную ноту ироничности. О 70-х нам говорят музыка, костюмы (у моей мамы было платье с принтом «восточный огурец», как у Мишель Пфайффер), машины, экстерьер зданий, репертуар кинотеатра и множество хиппи в кадре.
Фильм рассказывает историю о поистрепавшемся клане Коллинзов – выходцев из Великобритании, осевших в американском штате Мэн, известном средоточии разнообразной нечисти - доказано Стивеном Кингом. Очень боялась, что семья Коллинзов будет клоном другой небезызвестной готической семьи – Адамс. Так вот, скажу я вам – ни разу. Коллинзы когда-то были отцами города, даже дали ему имя, но теперь над ними тяготеет семейное проклятие (куда ж без него). Горожане их не любят, околдованные ведьмой Анжеликой. Анжелика отобрала у Коллинзов гордость и честь, лишила жизни нескольких их близких родственников и, о, ужас, посягнула на самое ценное в жизни любого американца - обанкротила их семейный бизнес. Кардинально изменит ситуацию неожиданный камбэк одного из членов семьи – Барнабаса Коллинза - основного носителя проклятия и, конечно, бессмертного вампира, в роли которого не нуждающийся в представлении Джонни Депп.
Мрачные тени - это восьмая совместная работа Бертона с Деппом. Не вести счет уже нельзя. Депп был поклонником сериала – первоисточника, и давно вынашивал планы сыграть Барнабаса Коллинза. Он – необычный актер. Почти все его роли требуют сложного, порой гротескного грима. Это не стремление спрятаться и не от неумения играть. Он играет замечательно и лицом, и телом. В его игре есть что-то от мима и шута, от актерства в более средневековом понятии, чем смысл, вкладываемый в словосочетание актерская игра сегодня.
Очень вкусно получились первые сцены с Барнабасом, выпущенным на свободу (Макдональдс - безусловно вселенское зло), и серии нарезок из его новой жизни под оптимистическое музыкальное сопровождение. Реакция на совершенно новый мир сыграна на 10 с плюсом. Когда Барнабас выходит на дорогу – я верю, что Депп ощущает под ногой асфальтовое покрытие впервые. Вообще, образ очень в точку: высокомерная мина на лице, подчеркнутая велеречивость в разговорах, неловкая манера движений (бьюсь об заклад они с Бертоном пересмотрели километры кинопленок с винтажными хоррорами о вампирах).
Главную злодейку, Анжелику, играет Ева Грин. Хороша, чертовка! Конечно, у нее природная фактура. Про такую красоту говорят, что она с червоточинкой. Барышня просто рождена для готических героинь, но кроме внешности, чувствуется и внутренняя сила и характер, она не просто загримированная кукла. Очень понравилась хореография (другого слова не смогла подобрать) ее движений, особенно к концу фильма, где ее героиней овладевает нечеловеческая ярость. Движения напоминают движение кукол – марионеток, как будто одна часть тела запаздывает за другой. И этот взгляд ее порочный, мужчины наверно сами собой в штабеля складываются. И, да, постельная сцена феерическая!!!
Из других персонажей традиционно понравилась Хелена Бонэм Картер в роли доктора – психоаналитика с большими психологическими проблемами. И не смейте обвинять Бертона, что он жену в каждом фильме снимает – он просто не может доверить эти роли никому другому. Так же неподражаем Джеки Эрл Хэйли в роли дворецкого – этакий Игорь при графе Дракуле, но в более комичном ключе.
Недостатков фильм, к сожалению, не избежал. В первую очередь, это невнятная романтическая линия между Барнабасом и Викторией, у которых меньше совместных сцен, чем у Барнабаса с любым другим персонажем. Очевидна экономия экранного времени в пользу разворачивающегося конфликта между Барнабасом и Анжеликой, несомненно более живого, страстного, правдоподобного и притягательного. Конвертируя сериал в полнометражный фильм, сценаристу не удалось избежать и некоторой рваности повествования. Фильм упрекали также в излишней кровожадности, но это Бертон. Убийство и смерть почти всегда неотъемлемый элемент его творений, причем подаются они порой с шокирующей для неподготовленного зрителя легкостью (апогея эта легкость в отношении к убийству достигает в Суинни - Тодде). И ведь Барнабас всегда извинялся перед убитыми. Вообще в Мрачных тенях нет положительных персонажей в полном смысле слова, есть хорошие и плохие злодеи. Должна предупредить еще, что это не комедия в общепринятом смысле, тех, кто рассчитывает гомерически посмеяться, ждет разочарование, а кто уважает иронию и черный юмор, тот останется доволен.
Надо ли быть фанатом Бертона, чтобы вам понравились Мрачные тени? У меня нет ответа на этот вопрос. Мне нравятся почти все его фильмы, но я никогда не жду, чтобы новый фильм поразил меня каким-то особо изощренным способом, я просто с радостью надеюсь на новую встречу с человеком, мне интересным, к которому я могу прикоснуться только через его творчество. И никогда не пойму фанатов, которые, выходя из кинотеатра / театра / концертного зала / стадиона (нужное подчеркнуть), со смаком заявляют: «А старик то уже не тот», и потом повторяют эту фразу на разные лады еще двести тысяч раз всем знакомым и незнакомым. При этом считают себя верным поклонником режиссера / актера / певца / спортсмена, просто тот не дотягивает до выставленной высокой планки. Поэтому я всегда избегаю слова фанат в отношении себя. А фильму с удовольствием ставлю 8 из 10 и забираю в коллекцию.