Александр Сцибор-Рыльский, известный поэт, прозаик, драматург и режиссер (его лента "Волчье эхо" также пользовалась успехом в советском прокате), всегда считался мастером остросюжетной интриги. И "Преступник" в этом плане, несомненно, вершина его творчества. Надо сказать, что детективы, связанные с событиями 1939 – 1945, стали исключительно популярны в послевоенной Польше. Авторами их выступали писатели, хорошо владеющие предметом, поскольку являлись участниками и очевидцами всего происходящего в то время.
Александр Сцибор-Рыльский не был исключением. Будучи подростком, он сражался в рядах "Серых шеренг" (о которых он упоминает в картине), а затем, став старше, он вступил в Армию Крайову и в 1944 году принимал участие в Варшавском восстании, где был тяжело ранен. В 1946 году он дебютировал как поэт и уже навсегда вошел в польскую литературу. Был он тесно связан и с кинематографом (как сценарист и режиссер). В 1955 – 1965 он являлся литературным руководителем творческого объединения "Ритм", в котором сняты многие популярные польские ленты. А в 1972 – 1978 руководил другим известным объединением – "Призма". Тогда же он написал сценарий для остросюжетного телесериала "S.O.S", поставив в титрах имя своей жены Ядвиги Войтылло (оба, кстати, выступили сценаристами экранизации прусовской "Куклы").
Александру Сцибор-Рыльскому принадлежат и сценарии двух знаменитых лент – "Человек из мрамора" (1976) и "Человек из железа" (1981). Во время сентябрьских событий 1980 года писатель находился за границей. В течение шести дней на основе документов и магнитофонных записей он написал сценарий "Человека из железа". Премьера фильма состоялась в июле 1981, а в декабре в Польше было введено военное положение. К сожалению, Александр Сцибор-Рыльский не увидел крах коммунистического режима, который он расшатывал своим творчеством. Писатель скончался 3 апреля 1983 года.
Фильм "Преступник оставляет след" стал последней работой выдающегося актера, кумира послевоенных поколений, "польского Джеймса Дина" – Збигнева Цибульского и навсегда остался связан с его именем. Звезда Цибульского взошла после "Пепла и алмаза", после которого он стал символом польской молодежи. Трагическая гибель Збышека потрясла всю страну и ввергла кинематографистов просто в шоковое состояние…
Збигнев Цибульский поддерживал свою спортивную форму весьма экстравагантным и исключительно опасным способом – запрыгивая на ходу в вагон отходящего от перрона поезда. Как и у многих востребованных актеров, значительная часть его жизни проходила в поездах, так что возможностей для "тренировок" у него было предостаточно. Предупреждения друзей об опасности подобного рода трюков он игнорировал (о чем вспоминала Беата Тышкевич). В ночь на 8 января 1967 года, возвращаясь в Варшаву из Вроцлава, в присутствии провожавших его коллег, он попытался запрыгнуть в варшавский экспресс, отошедший от 3-го перрона Главного вокзала. Трудно сейчас точно сказать, что же именно произошло, рассказы очевидцев расходятся – ведь все случилось буквально в секунду. Скорее всего, поезд уже набрал слишком большой ход, актер не рассчитал прыжок, попал между вагонами и сорвался вниз. Збигневу Цибульскому пошел только 40-й год…
Цибульский не успел завершить съемки эпизодов со своим участием до конца. Режиссеру пришлось внести незапланированные изменения в сценарий. Кроме того, в то время в Польше еще не было аппаратуры для чистой синхронной записи звука, поэтому актеры уже после съемок озвучивали свои роли в тон-ателье. Роль Цибульского в фильме озвучил Тадеуш Ломницкий