Авторские фильмы смотреть одновременно и легко и трудно. Легко, потому что в любой момент можно отмахнуться - "Бред!", а тяжело, если попытаться понять авторский замысел. В случае с "Руки вверх" отмахнуться не смог (Анджей Вайда в "Лекции польского кино" 2002г. отозвался о работе Ежи Сколимовский как
"поразительной".) Но и понять картину до конца не смог, потому что не понял главного: против кого направлен весь этот артхаусный видеоряд? То, что во всё виноват Сталин, а значит, - СССР понятно и без головоломок, хотя
Скрытый текст
...в марте 1956 года, после XX съезда КПСС, Болеслав Берут умер, его место занял Эдвард Охаб. В октябре главой ЦК ПОРП стал Владислав Гомулка, недавно освобождённый из тюрьмы. Эти события сопровождались выступлениями рабочих в Познани и заставили Москву всерьёз рассмотреть вопрос об интервенции в Польшу. Гомулке удалось урегулировать ситуацию. Новое советское руководство во главе с Хрущевым пошло на серьезные уступки, пересмотрело свои экономические соглашения с Польшой и согласилось на возвращение в СССР советников, включая министра обороны ПНР Рокоссовского. Гомулке также удалось отстоять свою политику в отношении деревни, которая заключалась в отказе от коллективизации. Тенденция либерализации, связанная с первым десятилетием правления Гомулки, закончилась в 1968 году, после подавления студенческих демонстраций и провозглашения шовинистической «антисионистской» кампании, в результате которой большинство остававшихся в Польше евреев вынуждено было покинуть страну. В декабре 1970 года, после повышения цен на товары народного потребления и вызванных этим забастовок и массовых волнений в Гданьске, Гдыне и Щецине, Гомулка был сменён Эдвардом Гереком.
Конечно, многое предельно ясно, особенно два финальных эпизода.
Осторожно - спойлер!
В первом один из "заключённых" выпрыгивает на ходу, тем самым показывая, что лучше умереть, но "не мчаться в поезде социализма". Во втором, "испачкавшись" в старом быте, герои спешат под водную струю
- точно как в песне:
"...Отречёмся от старого мира, отряхнём его прах с наших ног!" Без оценки, потому что в отличие от Анджея Вайды не понял сверхидеи этой работы.